Находился в г. Минске. К 2017 г.- кафедральный Свято-Духовский собор г. Минска (Белоруссия). М. м. был основан в 1870 г. на территории бывш. католич. бернардинского жен. мон-ря, построенного на месте правосл. муж. мон-ря во имя святых Космы и Дамиана (Николай (Трусковский). 1864. С. 91-92). В 1635 г. униат. митр. Иосиф Рутский приписал Космодамианскую обитель к униатскому Свято-Духову мон-рю. После пожара 1633-1642 гг. по благословению униат. митр. Киевского и Галицкого Антония (Селявы) на территории правосл. обители был возведен костел, к сер. XVII в.- каменный монастырский корпус. Во время русско-польск. войны (1654-1667) костел был поврежден, в авг. 1687 г. освящен еп. Виленским Николаем Слупским.
Свидетельство о жизни монахинь-бернардинок оставил стольник царя Петра I Алексеевича П. А. Толстой, в 1697 г. проезжавший через Минск: «Был я в кляшторе панен барнадынок,- отметил он,- девицы барнадынки ходят в черном… носят власяницы толстыя и подпоясаны веревками с узлами, ступают всегда босыми ногами в зиме и в лете, и на колодках, в костел ходят тайной лестницей, устроенной в стене, и стоят на хорах, смотря в костел малыми скважинами сквозь решетки, чтобы люди их не видели. Те барнадынки при мне играли на органах и пели зело предивно».
После пожара 1741 г. и реконструкции окончательно сложился ансамбль бернардинского монастыря: 3-нефный базиликальный костел, своды к-рого опирались на 6 опор; пресбитерий завершался 3-гранной алтарной апсидой, к которой были пристроены 2 симметричные сакристии. Центральный неф перекрывал цилиндрический свод, боковые нефы - крестовые своды. Главный фасад храма решен в виде симметричной композиции с двумя 6-ярусными барочными башнями. Межбашенный портал ордерной системы пилястр разделен на 3 яруса и увенчан фигурным щитом со сдвоенными пилястрами и карнизными поясами (см. подробнее: Слюнькова. 2002. С. 242-243).
30 мая 1835 г., во время ярмарки, в бернардинском мон-ре случился пожар. В 1852 г. обветшавшая обитель была закрыта, немногочисленные насельницы переведены в г. Несвиж. 14 июля того же года Минский и Бобруйский архиеп. Михаил (Голубович) обратился в Синод с ходатайством о переводе в Минск правосл. Свято-Троицкого жен. мон-ря из с. Вольна Новогрудского у. Минской губ. Одновременно и минский губернатор Ф. Н. Шкляревич ходатайствовал о передаче построек бернардинской обители в правосл. духовное ведомство. 3 апр. 1855 г. архиеп. Михаил вновь просил Синод о переводе в Минск братии другой обители - первоклассного слуцкого во имя Святой Троицы монастыря. Этот перевод не состоялся «вследствие недостатка потребных для того средств» (Богдановский. 1895. С. 65). Монастырское здание нек-рое время пустовало и лишь в 1860 г. было передано правосл. Церкви. После ремонта в бывш. костеле был освящен престол во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Здесь совершались богослужения для учащихся духовной семинарии, переведенной из Слуцка в Минск. Семинаристы проживали в каменном монастырском корпусе. Во 2-й пол. 60-х гг. XIX в. прот. Петр Елиновский († 1870), служивший в минском Петропавловском соборе, направил епархиальному начальству рапорт: «При внимательном осмотре Кирилло-Мефодиевской церкви нашел, что здание это в самом жалком состоянии… Оно было в пожаре 30 мая 1835 года и 30 ноября 1852 года. После пожара крыша построена в первый раз деревянная, а в другой - железная, но наружность церкви не была исправлена с 1825 года, а колоколенных башен не покрывали ни после первого, ни после второго пожара». В 1869 г. по ходатайству еп. Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) Синод выделил необходимые средства (13 тыс. р.) для ремонта храма и устроения при нем правосл. обители. Под началом прот. П. Елиновского, назначенного ответственным за ремонт, был отреставрирован не только храм, но и монастырский корпус.
4 янв. 1870 г. состоялось торжественное открытие М. м., а 11 мая того же года последовало предписание Синода именовать мон-рь Свято-Духовым. 22 окт. 1870 г. главный престол монастырского собора был освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, а 1 нояб. правый придел - во имя святых Мефодия и Кирилла. В здании, примыкавшем к обители, была устроена теплая домовая ц. во имя свт. Николая Чудотворца.
По распоряжению Синода в помещение М. м. была переведена братия слуцкого Свято-Троицкого мон-ря. Минский еп. Александр (Добрынин) благословил монахов иконой Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В М. м. из Киево-Печерской лавры был прислан образ Успения Пресв. Богородицы - копия киевской чудотворной иконы. В Минск перевезли также б-ку, ризницу и монастырское имущество слуцкой обители. Слуцкие иноки привезли с собой и «возложили на престол» Свято-Духовского храма Евангелие, переписанное в 1582 г. кн. Юрием III Юрьевичем Олелько. На серебряной обложке Евангелия имелась надпись: «Во имя Пресвятыя и Живоначальныя Тройцы Отца и Сына и Святаго Духа: сие святое Евангелие рукою властною Юрий Юрьевич Олелько, княжо Слуцкое вписан от Р. Х. 1582 июня 4 дня и подал вечными часи, до Святой Тройцы благочестивой Архимандрии Слуцкой, для вечного богомоления и спасения души своея в незабитную память, как прародителей наших Князей Слуцких и родителей и самого себя. Лето 1584». К нач. XX в. в Свято-Духовском соборе хранились также икона свт. Никиты, еп. Новгородского, с частицей мощей, прижизненный портрет свт. Тихона Задонского, 4 посеребренных креста-мощевика. Небольшая б-ка Слуцкого мон-ря, хранившаяся в М. м., включала в т. ч. сочинения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, прп. Ефрема Сирина.
Мон-рь получал из казны 4085 р. в год (Денисов. С. 376). Обителью управлял Минский архиерей. Наместником М. м. с 1870 г. был игум. Серапион (Фёдоров), с 1872 г.- архим. Иоанн (Пчёлко; † 1874), с нач. 1875 г.- бывший казначей иером. Николай (Долматов), в 1879 г. возведенный в сан игумена, в 1881-1887 г.- архим. Иосиф (Парфеньев). К 1895 г. М. м. управлял архим. Иоанникий. С 1912 г. настоятелями М. м. были Слуцкие епископы, викарии Минской епархии, в т. ч. с 1912 г.- сщмч. Иоанн (Поммер), с 1913 г.- Феофилакт (Клементьев), который в 1917 г. уехал на Поместный Собор РПЦ в Москву. В Свято-Духовском храме служил архим. Афанасий (Вечёрка), автор жизнеописания св. Софии, кнг. Слуцкой (Минск, 1912). К 4 янв. 1870 г. в штате М. м. состояли наместник игумен, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 5 послушников, в 1901 г. в мон-ре проживало 13 монахов и 15 послушников, к 1908 г.- 11 монахов и 5 послушников.
При М. м. действовали церковно-приходская школа, в к-рой обучалось 39 мальчиков, а также ремесленная школа. В 1903 г. по благословению Минского еп. Михаила (Темнорусова) при М. м. открылась бесплатная столовая для бедных без различия вероисповедания и национальности. Столовая была устроена на средства Минского епархиального братства во имя свт. Николая Чудотворца. С 29 по 31 авг. 1908 г. в М. м. проходил 1-й после почти 300-летнего перерыва съезд представителей западнорус. правосл. братств. В июле 1909 г. Д. В. Скрынченко и А. М. Панов из мон-ря в Минский епархиальный музей перевезли часть б-ки и архива слуцкой Троицкой обители. В годы первой мировой войны М. м. пожертвовал 600 р. на открытие лазарета в минском в честь Преображения Господня женском монастыре.
В 1918 г. М. м. был закрыт, вскоре прекратились богослужения в Свято-Духовской ц., мн. предметы церковной утвари исчезли. В храме был устроен спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. криптовую часть церкви приспособили под пересыльную тюрьму, в которой содержали «раскулаченных» крестьян. Минские старожилы рассказывали, что новые власти сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. Среди репрессированных насельников - иером. Филипп Желнорович (Желнерович), в 1930 г. обвиненный в «контрреволюционной агитации» и сосланный в трудпос. Сюзьма Пинежского р-на Северного края.
Во время нем. оккупации в мае 1942 г. началось возрождение муж. мон-ря, в 1943 г. в Свято-Духовском храме был установлен заново изготовленный 3-ярусный иконостас (разобран в 1961). Жертвователем стал некий горожанин, передавший на ремонт собора средства, вырученные от продажи 2 собственных домов. В том же году, после освящения храма, которое совершил архиеп. автокефальной Белорусской правосл. Церкви Филофей (Нарко), богослужения были возобновлены. На нек-рое время возродился и муж. мон-рь, в котором проживали 3 монаха. Настоятелями церкви и обители были монашествующие священнослужители. Один из них, почитаемый архим. сщмч. Серафим (Шахмуть), принимал участие в открытии многих церквей Минской епархии. В 1944 г., после освобождения Минска Красной Армией, он был арестован и в 1946 г. скончался в минской тюрьме. Монастырь был упразднен, но в Свято-Духовском храме продолжали совершаться богослужения.
В 1947 г. над собором вновь были воздвигнуты кресты. В 1-й пол. 50-х гг. XX в. был осуществлен капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная сумма (500 тыс. р.). В 50-х гг. XX в. из закрытого минского храма вмц. Екатерины в Свято-Духовский собор была перенесена Минская икона Божией Матери. В 1953 г. с сев. стороны собора был устроен придел во имя вмц. Варвары, в к-ром поместили ковчег с частицей мощей этой святой. В 1968 г. в юж. части собора был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. У сев. стены храма установлена рака с мощами св. Софии, кнг. Слуцкой, а в крипте собора освящен придел во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Капитальные ремонты проводились в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в., когда настоятелем собора был прот. Михаил Булгаков († 1995), и в 1996 и 2000 гг., при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция Варваринского придела, алтарь которого перенесен на новое место, а также был обновлен иконостас.
К нач. 2017 г. бывш. монастырский Свято-Духовский храм является кафедральным собором г. Минска, а монастырский корпус - соборным домом, где проходят церковные мероприятия.